18 янв. 2013 г.

Очень длинный пост про интервью

Нина Роганова в ОСК наступила на больную мозоль, вот прямо так, с размаху. Нина завела разговор об интервью в челлендж-блогах, нужны ли они. И вот, в комментах выясняется, что 95% обсуждающих интервью не читают. Потому что "скушно, однотипно и надоело". А многие и в журналах интервью не читают, потому что экстраполируют свое отношение и на прессу. 
Я тоже интервью не читаю. Я их пишу. И вот прямо сейчас у меня  "в работе" потрясающий текст от девушки умной, тонкой, одаренной и так мне за нее обидно стало - вот из-за какой то халтуры люди не узнают о том, какая она, моя героиня, выдающаяся. Просто не прочтут. Поэтому вместо того, чтобы сдавать статью, дед-лайн которой был 18 дней назад (прости, Натуся), я сижу и пишу этот текст (но к вечеру материал сдам, бля буду).
Так вот, я считаю, что все эти анкеты и опросники для дизайнеров просто дискредитируют интервью как жанр. Если бы у нас было скраповое государство, я бы боролась за то, чтобы запретить их законодательно. Как класс. И вот почему.

1. Интервью - это, в первую очередь публицистический жанр. И у него есть своя структура и законы. Посмотрите определение в словаре: "Интервью - это беседа одного или нескольких лиц в ходе которой один из участников задает вопросы ,а другие - отвечают". Беседа, понимаете? А не список вопросов, не связанных между собой. Вопросы должны вытекать из ответов, одна сюжетная линия должна быть логичным продолжением другой.  Как сделать это практически, если нет возможности поговорить вживую? Задавайте вопросы блоками, как бы "исследуя" тем с разных сторон. Тогда при публикации  у вас будет возможность вставить какой-то поддерживающий вопрос в ответ и получится диалог.

2. Не все вопросы, которые задает интервьюер, входят в публикацию. Оформляя текст интервью к публикации идите от ответов, возможно какие-то вопросы придется убрать, соединив два или три ответа по смыслу. Какие-то переформулировать, какой-то длинный ответ разбить "наводящим вопросом". Сделать "гладкий" текст - это кропотливая работа.

3. Интервью не строится на прямых и закрытых вопросах. Самая большая ошибка интервью (и это еще одно отличие от опросника), это примерно такой вопрос:  А я вот прочитала (услышала, увидела) что для того, чтобы ваши рамочки были аутентично состарены, вы их вывешивает за окно на неделю, это правда?" Ответ: "Да". Все, конец разговора.  А ведь можно было спросить как пришла эта идея в голову, что делать если на улице штиль и рамочка ваще не старится, и не жалуются ли соседи. Главное, сформулировать вопрос так ,чтобы собеседнику было что отвечать.

4. И поскольку это беседа, в интервью должно быть два равноправных собеседника. ТО есть автор в интервью тоже должен быть заметен. Со своей реакцией, оценкой. Наверное те, кто постарше, помнят великого Урмаса Отта - интервьюера от бога. Умный, тонкий, ироничный, обаятельный. Во многом особенность его интервью определялась именно личностью самого Отта. У автора для самовыражения есть много возможностей - подводки к тексту, построение вопросов, лирические отступления. Только не увлекайтесь, это все-таки не интервью с самим собой. И, кстати, сейчас в России издается журнал "Интервью":  там интервью у звезды берет другая звезда - вот где живые и равноправные диалоги. Хотите делать хорошее интервью - почитайте пару номеров как учебник: обратите внимание на вопросы, структуру, сюжет.

5. Да, вы удивитесь, но у интервью есть сюжет. А так же завязка,  кульминация и развязка. Про подводки я уже сказала (это введение перед текстом, где можно дать биографическую справку или  выразить свое отношение к персоне). В печатном тексте есть еще так называемый "лид" - это одно-два предложения под заголовком, определяющие основную интригу статьи. Туда нужно поставить что-то такое, что удивило именно вас, стало открытием в этой персоне - тогда читатель заинтересуется и пойдет читать дальше.

6. А для того, чтобы был и сюжет и беседа персона должна быть интересна автору. Почему интервью Марины-pinnkin всегда интересно читать? Потому что Марине действительно интересно то, что она спрашивает. Она готовится к интервью, собирает материал о персоне и задает вопросы, специально придуманные для этого конкретного человека. Не типовые,   а персональные. 

7. Оля-Pastila в том же обсуждении написала : "У меня есть файлик, в котором давно собраны ответы на все вопросы, которые обычно задают в таких интервью. Так что просто копирую нужный мне ответ..." Вот нет большего позора для интервьюера, чем такой ответ. Я такой позор однажды пережила. Сделала выводы. Конечно, для журнала (поскольку не все наши читатели  - пользователи интернета) нам приходится проговаривать какие-то темы повторно, но это никогда не бывают вопросы и ответы в той самой формулировке, в которой они уже были опубликованы.

Конечно, и опросник - отличный инструмент для формирования паблисити. Но ведь и к его публикации можно подойти не формально, а творчески. Например, составить из ответов таблицу, блог-схему, диаграмму или использовать какую-то другую инфографику. Можно составить "сводный портрет нашей новой ДК", используя ответы дизайнеров и в конце предложить угадать - кому из дизайнеров конкретно принадлежат те или иные портретные черты. Можно провести "круглый стол" по проблеме или виртуальное чаепитие... есть тысячи идей и их использование зависит лишь от цели, которую использует администрация челленджа - информирование, стимулирование интерактивности,  повышение узнаваемости персоны в частности или блога в целом. К сожалению, нынешние опросники ни одну из этих задач не решаю, а лишь "забивают эфир". Впрочем, может быть это и есть задача?

И еще пару слов о представлении ПД в блогах. "Привет, меня зовут Глаша..." - это прекрасная форма. Да. Но не в стопитцотый раз. И не все это могут о себе написать. Почему не использовать систему "перекрестных мнений" и не попросить рассказать о ПД кого-то другого? Подружку по блогу или по жизни, постоянного читателя, да даже сам админ может написать пару предложений, полистав блог приглашенного. Конечно, и это и инфографика требует немного больше времени на подготовку. Да что уж там, прямо серьезно больше времени - но мы же тратим его на комменты, выбор ТОПа, рисование баннеров, наконец, считая это лицом нашего челенджа...

Я редко высказываюсь публично. Но тут уж очень наболело. Извините. 

16 янв. 2013 г.

Розы останутся розами

Как и обещала, перехожу на весну. В блоге ILS новое задание "Цитаты": нужно сделать любую скрапработу с использованием цитаты или афоризма. Давно хотела сделать что-нибудь с этой надписью (спасибо за нее Марине Абрамовой). Здесь по-шведски написано примерно следующее: "Чепуха остается чепухой, а табак - табаком даже в золотой шкатулке, но розы, даже в треснутой вазе, всегда будут розами": 




Подробности:  бумага и цветы от Prima, клетка из чипборда, гипсовый завиток.
Задание актуально до 12 февраля. Присоединяйтесь?

Еще с полдюжины Нового года и все!

Я, как самая отстающая, состою в кружке по фото, драм кружок - мне петь охота в сообществе "Антидолгострой" - это там где хочешь не хочешь, а двести крестиков еженедельно надо выдать. Надо сказать - помогает очень, вон летом барышню для Нади дошила,  еще чего-то такое ковыряю В общем полезная вещь. Так вот среди сообщниц там к Новому году затеян был обмен открытками, я, конечно, хотела отделаться покупными, но Леночка меня запозорила, ну и правда - стыдобища же покупать, что ж я  полдюжины открыток что ли не сваяю? Сваяла. Показываю. Они, правда, не слишком сложные, но - милые. 

Эта партейка из фонов и штампов от FlowerSoft. Прошлась ранжеровскими акцентами - где глосси, где глиттер - получилось как-то даже трогательно. 




Эта - из рождественской коллекции Dear Santa KaiserCraft. Хорошая такая бумага с фактурой и акцентами: глянец, металлик.



Эта - с наклейкой от Penny Black



А эта - из бумаги London Market от Pink Paislee, она удивительно хорошо подошла под картинки из рождественского набора от Tilda



Ну вот и все. В остальных ролях: ленточки-шнурочки, колокольчики, пуговки-снежинки, ручные строчки.

На этом зиму объявляю официально законченной. Хотя, если соберусь с силами, покажу одну зимнюю вышивку - я ее даже оформила. А в открытках теперь курс - на весну!

11 янв. 2013 г.

Сладкая жизнь

И пока я тут живу на работе до полпервого ночи третий день, у людей происходит мирная жизнь: в блоге Paint your world  - новое задание "Ах, это сладкая жизнь". Раскрашиваем штампы со всякими сладостями: тортами-пирожными-морожеными. А я вот королевскую ватрушку уже неделю как собираюсь испечь и все некогда. 


Подробности: цифровой штамп Make it Crafty Frenchie Valerie раскрашен масляными карандашами Prismacolor, вся бумага из коллекции Follow your Heart 'be happy' от MME

Задание актуально до 22 января. Присоединяйтесь?

9 янв. 2013 г.

Риторическое

Сегодня весь день меня мучают два вопроса: 
1) зачем меня разбудили? и
2) кто выжр выпил весь алкоголь у меня дома?

А между тем, я в праздники трудилась как пчелка: полдюжины остаточно-новогодних открыток покажу завтра, а сегодня вот - свежее задание в ILS - "Вырезаем": надо использовать в работе вырезанные из скрап-бумаги детали (рисунки/части рисунков). Как мне кажется, лучшая бумага для вырезания - это графика и, конечно, WP. И тут очень кстати приехала свежая вебстеровская коллекция Park Drive. Получилось вот что:




Подробности:  листы The Journey, Box Lunch и обратная сторона листа Trails, воздушные шары вырезаны из листов My Town и In The Paper. Немного стразов и наклейка из той же коллекции.

Задание актуально до 5 февраля. Присоединяйтесь?